Автор - Светояра. Это цитата этого сообщения
Дырявые камни - Куриный бог, Ведьмин камень, Перунова стрела.Множество загадочных талисманов можно встретить у себя прямо под ногами. Некоторые из них имеют очень древнее происхождение. Речь пойдет о камнях с естественными отверстиями – так называемый камень «Куриный бог» (иногда «собачий бог» или Боглаз) в Европе эти камни называются ведьмиными камнями, яйца змеи. Hagstone, Holystone, Witch stone, Adderstone . Adderstanes на юге Шотландии и Глоине Нэн Друидхе ("Стакан друидов" на шотландском гэльском языке) на севере. В Египте их называют Aggry или Aggri.
Подобные камни встречаются по всему миру, еще с древних времен их использовали, как амулеты защиты у многих народов мира. Происхождение отверстия в подобных камнях приписывается в первую очередь проточной воде, речной или морской. Это одна из причин, почему эти камни считают очень сильными защитными амулетами – камни сохранили энергию точившей их в течении сотен лет воды, которая, как известно, лучше всего смывает плохую энергетику. Белорусы считали, что отверстия в подобных «урочных камнях» появлялись от удара молний, и называли их "перунова стрела" или "громовка". Другие легенды говорят, что камень змеи потому и называется так, что происходит от головы змеи или от того что змеи скрутились в глубок и склеились насмерть, затем окаменев.
Такой камень однозначно у всех народов считался очень счастливым камнем, а человек, нашедший его, удачливым.
Русское народное название камня, Куриный бог, скорее всего пошло из магической деревенской среды. Считалось, что камень с дыркой, подвешенный над куриным насестом, оберегает домашнюю птицу от лис,кикимор и всяких бед. Со временем люди заметили, что их самих "куриный бог" охраняет ничуть не хуже.
Название куриный бог также, возможно, появилось по аналогии со «скотий бог» (как характеризуется богВелес) — оберег скота; функции оберега могли выполнять одни и те же предметы. Роль собачьего бога могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и др. В Нижегородской губернии горлышки от разбитых кувшинов вешали в курятниках и под стрехами домов, полагая, что это помешает домовому щипать кур и мучить скот. В Ярославской губернии «собачиным богом» именовали старый горшок, который помещали на высоком шесте в том месте двора, где находятся насесты: «В горшке селится дух, покровительствующий курам».
В некоторых деревнях вешают в псарнях круглые камни с небольшим отверстием внутри; такой камень, напоминающий громовый молот Тора, предохраняет птицу от болезней и называется собачьим богом.
Так же полагают, что слово «куриный» – видоизмененное «чуриный», т.е. имеющий отношение к Чуру или Щуру, божеству или духу предков у древних славян, защищавшего границы, двери и проемы. Это не лишено смысла, т.к. в Европе подобный амулет в паре с привязанным к нему ключом использовался как защита от воров.
Помимо кур, "перунову стрелу" применяли и как средство от болезней, в первую очередь для лечения грудницы у женщин и коров. Больная женщина выдавливала молоко на пол, пропуская его через отверстие в камне, а больной корове, растирали "громовкой" вымя и доили через неё в углубление, сделанное в земле. По представлениям гольдов, круглый нефритовый камень с отверстием давал человеку счастье: для этого мальчикам через отверстие в таком камне давали сосать материнскую грудь, а девочкам такой же камень вешали на шею.
В случае смерти кого-то из родственников, домашние, чтобы не тосковать по покойнику, заглядывали в печное устье или в трубу, говоря: "Вся печаль в печь". После выноса тела, переворачивали в доме всю полую утварь: горшки, вёдра, кадки и т.д., а на лавку, где лежал покойник, ставили квашню. На Северной Двине после похорон ходили на поветь "заглядывать в дыры", надо было смотреть не на что-то конкретно, а просто в щель. Камчадалы, после участия в похоронном обряде, делали из древесных прутьев кольца, два раза пролазили сквозь них и выбрасывали в лес. Цель всех этих действий - отгородиться от умершего, прервать с ним связь, обозначить границы человеческого и потустороннего мира.
Дырявый камешек, посуда без дна и рваный лапоть – все они имеют отверстие, а поскольку относятся к стихии земли, то это отверстие уподобляется пещере, возможности прохождения через материю небесного огня. Надо также учитывать, что петух в стародавнее время назывался куром и тоже был связан с огнем. Но не только мелкие экземпляры камушков воспринимались носителями особой силы. В корнуоллском Мэдроне больному люмбаго надо было девять раз проползти по ходу солнца сквозь «ползучий камень», а чтоб прибавить здоровья ребенку – просунуть его в пролом камня Мен-ан-тол. Камню Одина (в Оркни) доверялось бракосочетание тех, кто, взявшись за руки, проходил сквозь отверстие в нем, принося друг другу клятву верности. А в Каслдермоте есть Клятвенный камень, тоже с отверстием. Если взяться за руки в этом проеме и произнести клятву, она считается нерушимой. Те же камни, что умещаются в ладони, признавались практически повсеместно в качестве важных оберегов. А обережные ракушки с дырочками обнаруживаются на стоянках человека каменного века. При этом в разных местах их называли то священными, то колдуньиными, а в Шотландии – кобыльими (скорее всего, из-за поверья, что они уберегают лошадей от потливости, а также помогают жеребящимся кобылам).
Некоторые исследователи говорят об отдельном божественном существе — Курином боге, отчасти соотносимом с Гекатой-Артемидой (Геката – богиня ночи и смерти,Артемида – богиня-дева, охотница). Гея – земля, а оттуда к более древней Рее-Кибеле и, возможно к ассирийской Астарте. Куриный бог – женский покровитель, наделяющий хранительницу очага особой силой. Исследователи полагают, что дырявый камень, как земной артефакт, символизирует матку "Земной Богини" – женский символ, в противовес фаллическим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий